От пуховых пачек до черных «снежинок», или Эволюция балета «Щелкунчик»

0
114

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Костюмы исполнителей партий Щелкунчика и Мари — Николая Цискаридзе и Екатерины Максимовой — в Музее Большого театра

Поклонник эпохи Людовика XIV

Неизвестно, увидел бы свет знаменитый балет «Щелкунчик», если бы не директор Императорских театров Российской империи Иван Всеволожский. Аристократ и потомок древнего рода Всеволожских-Рюриковичей прежде чем занять в 1881 году этот почетный пост получил блестящее образование в Санкт-Петербургском университете и несколько лет служил чиновником по особым поручениям при русском посольстве в Париже. Именно из Франции он «вывез» страсть к рисованию и влюбленность в эпоху Короля-Солнца Людовика XIV — горячего поклонника балетного искусства. 

Увлеченность Всеволожского французской культурой XVIII века отразилась в пышном оформлении и сказочных, рыцарских сюжетах спектаклей, которые ставились при нем. В 1890 году в Мариинском театре состоялась премьера балета Чайковского «Спящая красавица». Вдохновленный теплым приемом публики, в том же году Всеволожский заказывает Чайковскому еще одно произведение — на сюжет сказки немецкого писателя Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

На сцене Большого театра балет «Щелкунчик» поставили спустя 27 лет после премьеры в Петербурге. От редакции Петипа и Всеволожского руководство театра отказалось, отдав ее на «переработку» хореографу Александру Горскому и художнику-импрессионисту Константину Коровину. Коровин изменил декорации балета, сделав сцену в виде сервированного стола с огромным кофейным сервизом, из которого вылезали танцоры. Вместо снежинок в конце первого акта танцевали Деды Морозы в шубах и Снегурочки в капорах и с муфтами. В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне. Также хореограф убрал из сюжета фею Драже и принца Коклюша, которые присутствовали в постановке Петипа и танцевали адажио. Их роли он отдал маленьким героям — Мари (героиню снова переименовали в связи с событиями Первой мировой войны и бойкота всему немецкому) и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России и в последующих постановках. 

Однако версия Горского и Коровина шла на сцене недолго. В начале 20-х годов Большой театр был в шаге от гибели — новое правительство высказывалось о ненужности храма искусства рабочему классу. Константин Коровин навсегда эмигрировал во Францию, а балет «Щелкунчик» сняли с репертуара Большого. 

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Развернуть

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Эскизы костюмов кукол Константина Коровина из архивов Большого театра

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Испанский танец из балета «Щелкунчик» в постановке хореографа Василия Вайонена и художника Владимира Дмитриева, 1961 год

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Николай Цискаридзе и Марианна Рыжкина в сцене из балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича, 1997 год

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Дарья Павленко в роли Королевы снежинок

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"

Балет «Щелкунчик» в постановке художника Михаила Шемякина на сцене Мариинского театра, 2002 год

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}